От администратора сайта: К сожалению, этот документ уже удален с сайта Рязанского ФСИН. Однако нам удалось найти его текст (правда, не полностью) в кэше поисковых систем. Считая его достаточно интересным, размещаем его на сайте.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке и проведению интервью и участию в пресс-конференции

Руководители, проходящие службу в центральном аппарате ФСИН России, в территориальных органах или образовательных учреждениях, в подразделениях и учреждениях уголовно-исполнительной системы обязаны уметь выступать публично, в том числе в средствах массовой информации. Именно руководитель персонифицирует в СМИ возглавляемый им коллектив, организацию и сферу деятельности. Поэтому для репутации, имиджа организации важно, чтобы руководитель умел внятно и грамотно говорить, убеждать, был способен достойно отвечать на сложные вопросы. Причем отказ руководителя от интервью по причине нефотогеничности, незнания, неумения или боязни выступать не может быть принят во внимание в условиях необходимости разъяснять населению цели и задачи Концепции развития УИС на период до 2020 года.

Выступление в СМИ, тем более на телевидении, в прямом теле или радиоэфире, когда тебя смотрят или слушают десятки-сотни тысяч человек, а исправить уже ничего нельзя, накладывает особую ответственность на выступающего. К любому выступлению в СМИ: к встрече с журналистом для интервью, к пресс-конференции, к дискуссии в рамках «круглого стола» необходимо готовиться. Особые требования предъявляются к процессу общения. А после встречи — общение не заканчивается. Совместная работа с журналистами продолжается вплоть до публикации материала, выхода сюжета в эфир.

Цель методических рекомендаций — разъяснить руководителям данные вопросы, познакомить их не только с общими правилами и советами профессионалов, но и с наиболее распространенными типовыми ошибками при подготовке и проведении интервью и пресс-конференций.

 

ИНТЕРВЬЮ

 

Перед интервью необходимо:

 

Понимание того, что сегодня главная цель — строить долговременные отношения со СМИ. Не считайте запросы прессы необоснованными. Будьте терпимы и терпеливы. Откликнитесь на запрос журналиста сейчас, и есть шанс, что в следующий раз к вам обратятся как к специалисту в вашей области. А может и вам потребуется обратиться к СМИ за помощью, например, в розыске бежавшего осужденного.

Не допускайте того, чтобы у журналиста сложилось впечатление, что ваше время слишком дорого стоит, чтобы тратить его на прессу. Если вы заняты, а журналист звонит вам — предложите перезвонить ему в более удобное время того же дня. Не забудьте выполнить обещание.

Помогайте журналистам, даже если речь сейчас идет не об интервью.

 

Подготовиться заранее.

Важно контролировать результат, создавать управляемый, а не случайный имидж. Во время интервью не должно быть сюрпризов.

Узнайте как можно больше об издании, самом корреспонденте, кто является читателями, зрителями или слушателями данного СМИ, и в подготовке к интервью учитывайте специфику данной аудитории.

Будьте готовы представиться, представить свою организацию и объяснить, казалось бы, элементарные для сотрудника УИС вещи — никто из зрителей, читателей не обязан знать ни вас, как руководителя, ни «тюремную систему», ни её проблемы. В обществе сильны стереотипы (ГУЛАГ, расстрелы, репрессии, политзаключенные). Будьте готовы разрушать их.

Заранее определите характер интервью, его основную идею и подготовьтесь к ее раскрытию. Выясните, что хочет узнать журналист. Позаботьтесь о том, чтобы заранее получить всю информацию о предстоящем интервью.

Составьте план. Знайте, что вы хотите сказать и зачем. Подготовьте три-четыре заявления, идеи, которые вы хотите донести. Представьте их в начале интервью.

Подготовьте список основных направлений Концепции развития УИС до 2020 года, тезисы из официальных выступлений директора ФСИН России, которые вы могли бы использовать в интервью со ссылкой на источник информации: «Как заявил генерал Реймер в интервью…»

Запросите вопросы, и заранее подготовьте на них ответы (тезисы, статистику, факты и доказательства в подтверждение ваших слов). Ответы должны быть лаконичные, легко запоминающиеся, содержащие основные идеи, которые журналист может использовать в качестве цитат к статье. В ответах обязательно должны быть примеры из жизни, иллюстрирующие ваши слова.

Особо тщательно продумайте сложные темы, сформулируйте ответы на «плохие» и неприятные вопросы, которые могут быть затронуты во время беседы. Подготовьтесь к стереотипным вопросам о жизни «зоны» («воры в законе», касты, «красные» и «черные» колонии, наколки, побеги, баланда, азартные игры, коррупция, «заочницы», сотовые телефоны).

Если предварительных вопросов нет, предположите, постарайтесь предугадать сами, о чем может пойти речь при общении с журналистом.

«Опасными темами» для обсуждения являются: отношения мужчин и женщин, национальности, религия и политика.

Будьте осторожны, используя в интервью юмор. Если вы любите употреблять поговорки, пословицы и крылатые выражения, анекдоты, то заранее продумайте, что употребить к месту, чтобы в ответственный момент правильно выразиться.

Теле- радиостудия для многих — это непривычная обстановка и стресс, отвлекают операторы, яркий свет, хождение персонала по студии т.д. Предварительно несколько раз вслух отрепетируйте ответы на вопросы. Можно провести репетицию интервью с сотрудником пресс-службы, проговорив и вопросы и ответы.

Теле- радиоинтервью — это не допрос. Как правило, в программе допустимо свободно общаться с ведущим, задавать вопросы журналисту или зрителям — это заметно оживляет передачу. Например: «Мне кажется, что нашим зрителям было бы интересно узнать ответ вот на такой вопрос…».

Активность в интервью необходимо запланировать. Если гость в студии ведет себя вяло, ни о чем не спрашивает, ничему не удивляется, а только отвечает на вопросы, то зрителю может показаться, что участнику неинтересно беседовать с журналистом, ему всё равно.

Планируя интервью, подберите место для съемки и «картинку» — интерьер съемки, «говорящие» предметы, которые будут в кадре и будут подчеркивать тему разговора, принадлежность к организации. Но и убедитесь, что у вас за спиной (на заднем плане) нет каких-либо предметов, которые в кадре могли бы мешать, нелепо или смешно дополнять образ участника интервью на экране. Проверьте, нет ли в кадре теней, грубо искажающих телевизионную картинку.

Начальнику колонии правильно было бы давать интервью не в кабинете, а на улице — на территории учреждения, психологу в комнате психологической разгрузки, а начальнику центра трудовой адаптации — в цехе, мастерской.

Рекомендации по выбору одежды для участия в телепрограмме или интервью

Сотрудник ФСИН России при общении со СМИ, как правило, должен быть одет в форменную одежду по обстоятельствам и времени года:

- для интервью по  праздничному или торжественному поводу  рекомендована парадная форма одежды,

-для интервью по поводу учений, служебной подготовки, несения службы или при ЧС рекомендована полевая форма одежды,

-для интервью на улице рекомендован головной убор,

-   для   телепередачи   с   участием   нескольких   сотрудников   (в   т.ч.   из   других военизированных ведомств) рекомендована единообразная форма одежды (в кителях),

-   при   участии   в   телепрограмме   совместно   с   представителями   гражданских организаций, по острым, критическим, социальным вопросам или вопросам, не имеющим отношение к УИС, рекомендована цивильная одежда (костюм).

1.Стиль классический, консервативный. (Исключение может быть для спортивных программ.)    Консервативная    одежда,    традиционные    цвета    (серый,    темно-синий) воспринимаются хорошо, спокойно и позволяют зрителю больше концентрироваться на словах и поведении героя программы. Исключите светло-желтые пиджаки, необычного (хоть и красивого) цвета рубашки, галстуки или блузки.

2.Руки должны быть закрыты — нельзя надевать рубашку с короткими рукавами. Если приходиться снять пиджак из-за жары и духоты, то нужно быть в классической сорочке с длинным рукавом.

3.Нельзя надевать одежду в полоску или клетку. Полоска и клетка создают на экране рябь изображения, как говорят, эффект «трясущегося пиджака».

4.Нельзя надевать одежду белого, красного, желтого, оранжевого, розового и других ярких цветов. Идеальны для костюмов серый, темно-синий и другие приглушенные спокойные цвета. Черная одежда может выглядеть чересчур мрачной и делает человека старше. Каждый цвет имеет свои оттенки — если красный одевать не рекомендуется, то темно-бордовый может подойти.

5.Белые рубашки не рекомендуется. Под светом приборов белый цвет становится слишком ярким и невыгодно оттеняет кожу лица. Лучше надеть светло-серую рубашку, она  смотрится  как  белая  и  не  дает  бликов.  Вообще,  цвета  на  экране телевизора изменяются: бордовый выглядит всегда темнее, красный «горит», синий выглядит сочнее
и т.д.

6.Воротник рубашки не должен быть тугим, особенно у полных людей. Тугой воротник делает шею еще толще, а расстегнутый выглядит неопрятно.

7. Галстуки должны быть без пестрых рисунков. Яркие цвета исключаются. Не должно быть клетчато-полосатых галстуков (клетка и полоска создают «мерцание»). Галстуки, сделанные с использованием блестящих материалов, выглядят несерьезно и вычурно.  Полностью черные галстуки хороши для соболезнований и траура. Ярко — красные, желтые и белые галстуки слишком сильно «конкурируют» с лицом за внимание зрителя и обычно выглядят нелепо в ситуации серьезного разговора или обсуждения.

8.Ботинки или туфли должны быть черными и простого фасона. Носки — длинные и темные. При положении сидя нога на ногу, не должно открываться тело. Хотя обувь часто не видна при съемке, лучше предусмотреть вариант, если вас будут снимать после интервью в студии для так называемых «перебивочных планов».

9.Ювелирные изделия и украшения. Все кольца исключаются, кроме обручального. Часы и кольца не должны быть украшены бриллиантами — они блестят и бликуют на экране (в крайнем случае, поверните кольцо на пальце камнем вниз и кольцо будет выглядеть как обручальное).  Серьги у женщин не должны висеть и раскачиваться. Заметные, хотя и красивые, серьги отвлекают зрителя и выглядят нескромно. Лучше если серьги будут без крупных камней и невелики по размеру.

10.Пуговицы  на костюмах  должны  быть  тусклыми.  Металлические  пуговицы исключаются. Причина этого — блеск и яркость не для видеосъемок.

Взаимодействуйте.

Помогайте корреспондентам укладываться в сроки. Не заставляйте их ждать только потому, что не любите перезванивать. Если вы решили дать интервью — постарайтесь выполнить это как можно скорее. В случае, если вы не можете предоставить нужную информацию, свяжитесь с журналистом и предупредите его об этом.

Во время интервью необходимо:

Не волнуйтесь, когда-то надо начинать, с каждым следующим интервью появляется опыт общения и сопутствующая уверенность в своих силах и возможностях, в голосе.

Будьте бдительны — журналист даже в неформальной обстановке, в кулуарах, в курилке, остается журналистом. Имейте в виду, что все сказанное вами, может быть использовано в качестве цитаты. Так что не говорите того, что не хотите увидеть в газете.

При некоторых обстоятельствах можно делать комментарии для опубликования без ссылки на источник. Время от времени говорите что-нибудь «не для записи». Иначе создастся впечатление, что вы что-то скрываете, а хороший журналист всегда попытается выяснить что это.

Чтобы защитить себя, делайте запись интервью на диктофон, видеокамеру. Это поможет вам избежать проблем при работе с недобросовестными журналистами и неточными записями.

Старайтесь для видеоинтервью сесть таким образом, чтобы отвечая журналисту, вы смотрели бы в сторону зрителей, но не в объектив. Смотрите не в камеру, а на корреспондента. Говорите четко, не используя жаргон.

Не забывайте о языке жестов, но следите за своими жестами, смотрите журналисту в глаза, не читайте безотрывно свои записи, не ерзайте и не крутитесь в кресле, и вообще избегайте лишних движений и т.д.. Ноги держите прямо, не пританцовывайте.

Обращайтесь к целевой аудитории СМИ.

Отвечайте позитивно, а не в тоне задаваемого вопроса. Не используйте отрицательные слова в ответах на вопросы.

Улыбайтесь, если тема беседы позволяет такие эмоции. Шутки разряжают обстановку и придают значение вашему основному сообщению.

Внимательно слушайте. Не бойтесь переспросить журналиста, если вы не поняли вопрос. Задавайте свои вопросы — «Вы имеете ввиду… или …?»

Оставайтесь спокойным даже тогда, когда вам задают сложные и несправедливые вопросы. Оставаясь спокойным, вы показываете желание сотрудничать и производите впечатление доброжелательно настроенного человека.

Не становитесь «рабом» вопроса. Не чувствуйте себя обязанным давать ответ немедленно. Подумайте о вопросе и проанализируйте его значение. Затем соотнесите его со своим планом. Если вы не можете ответить сразу, просто скажите: «Я расскажу об этом позже» или «Па этот вопрос лучше ответить в другом контексте».

Не отвечайте, пока не будете знать точный ответ. Только будучи уверенным на 100%, вы сможете закрепить за собой репутацию надежного источника. Гипотетические ответы на вопросы могут быть чреваты. Отвечая, сообщайте только известные факты.

Вы можете удивиться какой-нибудь информации и поблагодарить журналиста, либо других участников программы за неожиданный вопрос или комментарий. Лучше таким образом взять паузу и сформулировать свои мысли, чем сказать ерунду.

Молчание — это нормально. Ответив на вопрос, вы можете спокойно помолчать. Не пытайтесь заполнить тишину, говоря больше, чем нужно. Используйте молчание для того, чтобы собраться с мыслями и сконцентрироваться.

Постарайтесь не избегать вопросов. Не отвечая на вопрос, вы создаете впечатление человека, который что-то скрывает. Если вопрос кажется вам слишком деликатным, ответьте как можно короче и переходите к следующему.

Старайтесь быть честным, так как если вас уличат во лжи, то может возникнуть скандал. В результате вам перестанут доверять не только данное издание, но и его читатели.

Берите на себя инициативу, отвечая на вопросы и комментируя события, используйте домашние заготовки. Используйте эффектные реплики. Будьте ярким.

Аналогии — это сильный и яркий инструмент. «Это что-то вроде кубика Рубика… только одноцветного…»

Подтверждайте высказывания примерами. Точная статистика оживляет ваши ответы. «В прошлом году наше управление изготовило продукции на более, чем 1 млн…»

Личный опыт ценен и очень важен. «Когда я пришел на службу в эту колонию, мы…»

Высказывайте свои мысли сразу и лаконично, без пространных умозаключений, которые привели вас к той или иной мысли. Тем не менее, аргументируйте свои утверждения.

Мнения независимых экспертов послужат поддержкой ваших тезисов и добавят веса вашим комментариям. «Уполномоченный по правам человека, посещая нашу колонию, подтвердил, что…»

В заранее оговоренный момент можно задать встречный вопрос или сделать предложение журналисту и зрителям.

Чувствуйте себя уверенно. Старайтесь быть самим собой, то есть не слишком официальным. Не стоит особенно хвастаться своими личными успехами и достижениями. Не будьте надменны, высокомерны или грубы, не держитесь холодно и замкнуто, иначе проиграете.

Примеры реагирования на сложные вопросы:

Журналисты могут задать вопрос, который застанет вас врасплох, если вы не будете к нему готовы. Вот некоторые из таких ловушек.

Ложный выбор

Пример: «Основывалось ли ваше решение на практике замалчивания проблем в УИС или вы не знаете?»

Решение: Игнорируйте альтернативы и сконцентрируйтесь на своей основной идее. Ведите собеседника сами и не позволяйте ему вести вас. «Вы хотите знать, на чем основывалось мое решение? Мы всегда опираемся в своих действиях на законы и нормативные документы. Нас постоянно проверяют прокуратура, уполномоченный по правам человека, институты гражданского общества. Мы открыты для контроля, но не для провокаций….»

Гипотезы

Пример: «Что вы сделаете, если осужденные поднимут бунт по поводу плохой еды…»

Решение: Избегайте домыслов. Поверните разговор в позитивное русло. «К сожалению, у меня нет волшебной палочки, но благодаря усилиям наших сотрудников в колонии уже построены свинарник и теплица, каждый день на столы к осужденным попадают овощи и свежая зелень…»

Обремененное вступление

Пример: «Правозащитники говорят, что ваша колония допускает нарушения. Так что вы предпринимаете по поводу соблюдения прав осужденных?»

Решение: Скорректируйте восприятие и начните с положительных моментов. «Мы только на прошлой неделе провели «день открытых дверей», родственники смогли пообщаться с осужденными, убедиться, в каких условиях они отбывают наказание, никаких жалоб не поступало…»

Недомолвки

Пример: «Некоторые говорят, что в вашей колонии есть проблемы с…» Решение: Не спорьте с тем, кого нет. Вместо того, чтобы комментировать высказывание, переключитесь на что-нибудь другое. «Я не слышал   подобных высказываний, но мы постоянно общаемся с осужденными, их родственниками и если вопросы возникают, решаем их. Например…»

Противоречивость фактов

Например: «В 1991 вы сказали… А сейчас Вы делаете… Почему?»

Решение: Воспользуйтесь исторической ссылкой. «Положение УИС в 90-е годы было

совершенно иным… Сегодня Правительством утверждена Концепция развития на период

до 2020 года….»

Непоследовательность

Пример: «Что вы делаете как начальник колонии и как мастер спорта по шахматам для развития этого спорта в учреждении?»

Решение: Скажите пару слов о шахматах и переходите к своей основной работе (если конечно это не передача о спорте).

Искажение смысла

Пример: «Вы бьете своих осужденных?» Ответ: «Я никогда не бил своих осужденных». Заголовок: «Начальник колонии заявил, что он никогда не бил своих осужденных».

Решение: Не повторяйте «острые» слова, которые журналист может попытаться вам приписать. Вы имеете право не отвечать на «провокационные» вопросы.

Видеоинтервью. Советы.

Всегда выслушивайте вопрос или реплику собеседника до конца. Даже если Вы знаете вопрос! Выдержите паузу 2 секунды. Попробуйте сделать паузу естественно, поблагодарив за вопрос, назвав его интересным. Лишь после этого излагайте…

Направление взгляда. Очень часто у гостей телепрограмм «бегают глаза». Взгляд неожиданно направляется в разные стороны. Происходит это автоматически. Операторы, осветители и другой персонал не стоят неподвижно, а двигаются, выполняют свою работу. На них реагируют глаза неопытного участника телеинтервью.

Смотрите в камеру, только если вы подчеркиваете, что говорите для зрителя. В остальное время смотрите на собеседника. Ошибка, распространенная среди тех, кто считает себя уже «опытным» — говорить исключительно на объектив камеры. Это часто выглядит как нарочитое выпячивание собственной персоны и как неуважение к ведущему.

Если гость программы приносит с собой тезисы-подсказки, то непроизвольно он начинает в них подглядывать. Если Вы не можете обойтись без своих бумаг и записей, то лучше возьмите и открыто зачитайте нужную часть текста. Но не подглядывайте украдкой!

Внешний вид в кадре. Одна из самых распространенных ошибок — непроизвольные движения рук (поглаживание, почесывание, складывание немыслимых фигур, щелканье суставами пальцев и т.д.). Эти движения действительно успокаивают, но смотрятся на экране очень плохо и отвлекают от восприятия того, что говорит человек. Возьмите в руки ручку или очки. Так контролировать непроизвольные движения легче. Во время записи интервью или в прямом эфире бывает необходимо поправить прическу, вытереть пот со лба и т.д. Очень часто без этого не обойтись. Очень часто во время долгого разговора у человека обсыхает слизистая оболочка губ и естественная реакция смочить губы языком. Многие женщины, несмотря на помаду, которая предохраняет губы от высыхания, тоже часто облизывают губы в кадре. На экране это смотрится очень плохо. Если Вы очень волнуетесь, или в студии так жарко, что выступает пот, постарайтесь не поправлять свой внешний вид, не почесываться, и не облизывать губы в то время, когда говорите. Дождитесь, когда начнет говорить собеседник — в это время объективы камер, как правило, направлены на него.

Если не хотите отвечать на вопросы. Обычно в подготовленных интервью все вопросы и обсуждаемые темы известны. Но могут быть и неожиданности. Например, ведущий увлекся и позволил себе незапланированный вопрос. Вопрос оказался лишним или некорректным. Другой случай — участие в неподготовленном интервью. Если Вы не хотите или не можете ответить на вопрос, то возвратите вопрос собеседнику: «А что Вы думаете по этому поводу?» Или скажите: «Мне кажется, определенная часть зрителей думает так…» Далее, в первом случае пусть говорит ваш собеседник. Во втором случае, сообщите, как минимум, две противоположные точки зрения на вопрос.

Услышав неудобный вопрос, начните говорить на тему, которой вы точно владеете. «Смягченный» вариант: поблагодарите за хороший вопрос и скажите, что «как мне кажется, зрители хотели бы узнать вот о чем…» Далее — ваша «заготовка».

Услышав нежелательный вопрос — «размойте его деталью». Выделите из темы вопроса не спорную деталь и сделайте ее «существенной». Провозгласите известную истину.

Ваш финиш. Обычно программу заканчивает ведущий. И, бывает, заканчивает не удачно. Попробуйте сами подвести итог. А ведущий пусть только попрощается со зрителями — пусть зрители запомнят вас, а не его. Желательно следить за временем эфира, чтобы успеть в конце высказаться. После того, как вы ответили на последний вопрос, попросите у ведущего разрешения на несколько слов. Он не откажет, даже если нет времени, предупредит только, что нужно сказать коротко. Далее сами подведите итог. (Если это заранее подготовить, то проблем не возникнет). В случае, если приближается какой-либо праздник — поздравьте людей, или отметьте какую-либо важную дату в истории.

После интервью:

Всё! Самое страшное позади! Но не спешите убегать из студии, может потребоваться подсъемка. Поблагодарите журналиста, даже если интервью прошло, по вашему мнению, неважно. Предложите ему свое расписание на неделю и телефоны, по которым с вами можно связаться, в случае если у него возникнут вопросы.

Будьте точны. Если обнаружится, что информация, предоставленная журналисту, устарела и неверна, свяжитесь с ним и устраните неточность. Репортер обязательно оценит ваше внимание к мелочам.

Если был прямой эфир, то исправить уже ничего нельзя… И ведущий, и вы уже сделали все, что могли. Внимательно посмотрите материал и запишите на бумаге все, что не понравилось. Затем сравните свои заметки с данными рекомендациями. Если вы все делали правильно, а результат вас не устраивает, обсудите проблему со специалистом.

Если материал записан на видео для последующего монтажа, то в этом случае можно не многое, но что-то исправить. Правда, работа эта в основном техническая и работники телевидения не любят вмешательства на данном этапе. Между тем, если вы или сотрудники пресс-службы сможете обратить внимание на детали имиджа и объяснить, чего хотите, то ваши требования при создании материала можно будет учесть. Например, убрать дублированные или неактуальные вопросы, соблюсти верную хронологию в ответах. Как правило, записанного материала больше, чем нужно для эфира.

Иллюстрирующий интервью материал может быть добавлен, если это позволяет жанр телепередачи. Если программа авторская, то у нее есть определенная форма и средства подачи информации. И согласование с автором программы возможности применения иллюстрирующего материала обязательно.

Иллюстрируют интервью, как правило, двумя способами.

1)                      Отдельно смонтированным сюжетом по теме. Этот способ применяют, когда есть   резерв   эфирного   времени   для   сюжета.   Либо   «жертвуют»   самим материалом  интервью.   Бывает,   в  отснятом  интервью  настолько  много «ляпов», что «спасти» программу можно только с помощью сюжета.

2)          Наложением видеоряда (дополнительно отснятого или архивного) прямо на звук    записанного    интервью.    Этот    способ    применяют    чаще    всего. Преимущество  этого  варианта  иллюстрации  в  том,  что  он  не  требует «жертвовать»  материалом  записанной  беседы.  Накладывают  на звук  не только динамический видеоматериал, но и кадры фотографий, документов и т.д. Способ «наложения на звук» не только прекрасно иллюстрирует тему беседы, но и позволяет «закрыть» неудачные кадры.

Когда Ваше <далее текст обрывается>

Источники:
Кэш Яндекса
Кэш Гугла